Календарный план

  • Общее

    Образование        Башкирский Государственный Педагогический Университет 2000 -2003 уч. год

    Специальность      «Дошкольная педагогика и психология»

    Квалификация      Преподаватель дошкольной педагогики и психологии

    ГОУ ДПО Башкирский институт развития образования 2003-2005 уч.год

    Специальность   «Специальная дошкольная педагогика и психология

    Квалификация      «Коррекционная педагогика и психология»»

    Курсы повышения квалификации                         

     2009 -               «Актуальные проблемы развития  воспитания детей с речевым недоразвитием»

    2014 январь -   «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств». г. Москва

    2014 г - «Современные подходы к содержанию и организации логопедической работы в образовательных учреждения

    2012 г - участие на II Международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц

    сограниченными возможностями здоровья: создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в современное общество» г. Москва. – сертификат.

    2012 г - обучение на международном мастер-классе создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с

    ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов  в современное общество» г. Москва. – сертификат.

    2012 г. - публикация статьи "Реализация принципа взаимосвязи в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в системе комплексного

    психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи" стр. 145 - сборник "Актуальные проблемы обучения и 

    воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы II международной научно- практической конференции, Москва,  19-21 июня 2012 года в 3 т. ". - М.:АНО "СУВАГ",2012.-Т.3.-272 с.  

    2013 г -    участие во Всероссийской научно-практической конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и 

    перспективы». г. Уфа – сертификат.

    2013 г -    обучение на Международном научно-практическом конгрессе «Вызов Инклюзия?» по теме «Инклюзивное образование». г. Москва. 

    – сертификат.

    2013 г - участие в работе Международного форума «Инклюзия как шанс», проводимого в рамках реализации международного проекта 

    ЮНЕСКО «Инклюзивное образование для всех». г. Уфа. – справка.

    2014 г - участие в международной научно-практической конференции «Современный образовательный процесс: опыт. Проблемы и перспективы». сертификат

    2014 г -    обучение  на вебинаре «Преемственность» по подготовке к школе детей 5-7 лет. Развитие речи детей с нарушениями эмоциональной сферы». – сертификат участника вебинара.

    2014 г - участие на семинаре «Реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования средствами програм

    «Просвещение». – сертификат.2014 г. - участие на III международной научно- практической конференции «Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы». - сертификат.

    2014 г .- обучение на вебинаре «Примерная основная образовательная программа «Радуга» в контексте ФГОС дошкольного образования.

    Речевое развитие: новые подходы.  -сертификат участника вебинара



    • Сентябрь

      Диагностическое обследование

      Две первые недели сентября учителем- логопедом проводится диагностическое обследование  с целью выявить актуальный  уровень развития ребенка, выделить детей группы риска, планировать  индивидуальную  коррекционную работу. 

      С результатами диагностики можно ознакомиться  в индивидуальном порядке.


      • Рабочая программа

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

        ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1858

         

        109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29                                  e-mail: 1858@mail.ru

        Тел: (495) 355-0000, 355-0100                                                                   сайт:  www.sch1858.uvuo.ru

        Факс: (495) 355-0000

         

         

         

         

         

         




        Рабочая программа 

        дошкольного учреждения

         

        «Коррекция речевых нарушений  в условиях дошкольного образовательного учреждения»

         

         

        Принята                                                                    «Утверждаю»

        учителей – логопедов                                               Директор ГБОУ ЦО № 1858

        рекомендована  к утверждению                                                      /Тихонов В.А./                                                                                                                          протокол №

         

                                                                                                                                                                                                                                       Составители:

        Козлова С.В.

        Пихтовникова И.Н

                                                                                                                                Устинова С.В

                                                                                                                             

          

         

        Срок реализации –  4 года

         

        Москва

         

         

         

        2017-2018 уч. год

         

        Рабочая коррекционно-логопедическая  программа

        «Коррекция речевых нарушений  в условиях дошкольного образовательного учреждения»

        Информационная карта программы

        1

        Полное название программы

        Коррекция речевых нарушений в  условиях образовательного учреждения.

        2

        Цель программы

        Коррекция нарушенных речевых функций, их профилактика, формирование речи как средства общения, социализация детей и интеграция их в общество.

        3

        Направленность

        образовательной программы

         Коррекционно-логопедическая.

        4

        Краткое содержание программы

        1.Пояснительная записка.

        2. Содержание коррекционно-логопедической работы.

        2.1.Интеграция  образовательных областей в логопедической работе.

        2.2 Перспективное планирование в  младшей  группе.

        2.3 Перспективное планирование  в средней  группе.

        2.4 Перспективное  планирование в   старшей группе.

        2.5 Перспективное  планирование  в подготовительной к    школе  группе.

        3.Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса.

        3.1. Критерии обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

        5

        Составитель программы

        Учителя-логопеды дошкольного учреждения.

        6

        Образовательное  учреждение

        ГБОУ ЦО № 1858

        7

        Адрес, телефон

        109429: г. Москва, Капотня, 3-й квартал, д. 24

        Тел: (495) 355-0000, 355-84-47

        Факс: (495) 355-84-47

        сайт:   www.cо1858.ru

        e- mail: 1858@mail.ru

        8

        Уровень реализации программы

        Воспитанники дошкольного учреждения

        9

        Сроки реализации программы

        16.09.2015 года по 20.05.2019 года

        10

        Количество часов в неделю

        По расписанию ДУ.

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Процесс  речевого развития  актуально рассматривать в современном дошкольном образовании, как основу воспитания и обучения детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

              Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольный  возраст  является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
               Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

                    В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).      Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи в разных возрастных группах детского сада.     Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН и ОНР в среду нормально развивающихся сверстников. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений.      

        Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

         Логопедическое    сопровождение с дошкольниками  в  нашем детском саду предполагает фронтальные занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Лексический  материл подобран с учетом этапов коррекционного обучения индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. В основе создания программы работы использовались коррекционно-развивающие программы Министерства Образования РФ, научно-методические рекомендации, инструктивные письма, представленными в библиографии. В частности «Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению  общего недоразвития речи у детей»  Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой  и др. В дошкольном образовательном учреждении   реализуется программа «От рождения до школы» (авторский коллектив Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др).

            Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер  и предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с речевыми нарушениями.

        Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением  нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов  коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов. 

        Курс включает в себя фронтальные и индивидуальные занятия в течение учебного года, продолжительностью 15-30 минут и проводятся 1-3 раза в неделю в зависимости от возрастной группы.

        Контингент учеников в группах — воспитанники дошкольного учреждения 3-7 лет.

        Сроки реализации - 4 учебных года.

         Цель: коррекция нарушенных речевых функций, их профилактика, формирование речи как средства общения, социализация детей и интеграция их в общество.                               Задачи:

         - Своевременно выявить речевые  нарушения  у детей дошкольного возраста (воспитанников образовательного учреждения);

        - Корректировать нарушений в развитии устной речи у воспитанников образовательного учреждения;

        - Оказать консультативную помощь родителям (законным представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

        2. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков  в речевом развитии воспитанников

        -Формирование полноценных произносительных навыков;

        -Развитие фонематического восприятия , фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

        -Развитие внимания к морфологическому  составу  слов и изменению слов , их сочетаний  в предложении;

        -Обогащение словаря  преимущественно  привлечением  внимания  к способам словообразования, к эмоционально-оценочному  значению слов;

        -Воспитания умений правильно составлять  простое и сложное распространенное  предложение; употреблять разные конструкции предложений  в самостоятельной связной речи;

        -Развитие связной речи  в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи  по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

        -Формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты;

         

        Интеграция образовательных направлений в логопедической работе

         

         

         

         

         

         

         

         

         

        Перспективное планирование вторая младшая группа

         

        I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

        Лексическая тема

        «Наша группа», «Игрушки», «Осень», « Овощи», «Фрукты», «Овощи -фрукты», «Наше тело», « Цвет, форма, величина»,

         « Дерево», «Профессии в детском саду»

        Задачи

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда.

        Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

        Формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных.

        Формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного числа в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным в винительном падеже, по вопросам, по демонстрации действий, по картинке.

        Учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картине с использованием вопросов.

        Формировать навыки диалогической речи.

        Развитие когнитивных процессов

        Цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник).

        Количественные представления (один-много, два).

        Формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание.

        Формировать осознание собственного тела.

        Формировать временные представления (осень).

         

        Развитие произносительной стороны речи

        Познакомить с органами артикуляции.

        Развивать слуховое внимание.

        Познакомить со звуками «А», «У».

        Формировать просодическую сторону речи.

        Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).

        Количество занятий: 10

        II   период обучения (декабрь, январь, февраль)

        Лексические темы

        «Зима», «Дикие животные», «Домашние животные», « Новый год», «Зимние забавы», « Обувь», «Одежда», «  Наш дом», «Мебель», «День защитников Отечества», «Транспорт»

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории.

        Формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже.

        Формировать понимание и практическое усвоение предлогов «У», «НА», «В», «ИЗ».

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа.

        Учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану.

        Продолжать формировать навыки диалогической речи.

        Развитие когнитивных процессов

        Цвет (синий).

        Продолжать работу, начатую в первом периоде.

        Формировать сериационный ряд (большой, поменьше, маленький), (маленький, побольше, большой).

        Формировать временные представления (зима).

        Развитие произносительной стороны речи

        Продолжать работу, начатую в первом периоде.

        Познакомить со звуками «И», «О», «Э».

        Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.

        Количество  занятий:11

        III  период обучения (март, апрель, май)

        Лексические темы

         «Весна», « Мамин день», « Семья», « Чайная посуда», «Посуда», «Продукты», « Домашние птицы», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории.

        Формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в творительном падеже в значении орудийности и в дательном падеже с предлогом.

        Формировать понимание и практическое усвоение предлогов «С», «ПО».

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений простого описательного характера.

        Учить навыкам пересказа рассказа «Курочка Ряба»

        по вопросам и картинному плану. Продолжать формировать навыки диалогической речи.

        Развитие когнитивных процессов

        Продолжать работу, начатую в первом и втором периодах. Формировать временные представления (весна, лето).

        Формировать сериационный ряд (длинный, короче, короткий), (короткий, длиннее, длинный).

        Развитие произносительной стороны речи

        Продолжать работу, начатую в первом и втором периодах.

        Познакомить со звуками «М», «П», «Б», «Ф», «В», «Н».

        Учить различать и воспроизводить утвердительную и вопросительную интонации.

        Количество  занятий:10

        Всего занятий: 31

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

        Перспективное планирование средняя группа

         

        I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

        Лексическая тема

        «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Ягоды», «Лес. Деревья», «Грибы», «Игрушки», «Домашние птицы», «Перелетные птицы

        Задачи

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда.

        Выделять названия предметов, действий, признаков (основные цвета, форма, величина); понимать обобщающее значение слов.

        Формировать практическое усвоение простых способов словообразования уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа имен существительных.

        Формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном и творительном падежах единственного числа, согласование имен прилагательных и числительных с существительными, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;

        Формировать понимание и практическое усвоение предлогов «НА», «С».

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Учить владеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по картинно-графической схеме.

        Учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказу, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.

        Формировать навыки диалогической речи.

        Развитие когнитивных процессов

        Формировать осознание собственного тела, познакомить с органами артикуляции.

        Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

        Знакомить с понятием «ряд».

        Развитие произносительной стороны речи

        Познакомить со звуками «А», «У», «И».

        Формировать просодическую сторону речи.

        Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).

        Количество занятий: 10

        II   период обучения (декабрь, январь, февраль)

        Лексические темы

        «Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Новый год», «Зимние забавы», «Домашние животные», «Домашние и дикие животные», «Одежда», «Обувь», «День защитников Отечества», «Наше тело»

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории.

        Формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах.

        Формировать понимание и употребление категории среднего рода имен существительных.

        Формировать понимание и практическое употребление предлогов «В», «ИЗ», «ЗА», «ПОД», «К», «ОКОЛО».

        Формировать понимание и правильное употребление в речи наречий: высоко, низко, далеко, близко.

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, описательного рассказа, пересказа и рассказа по сюжетной картинке.

        Совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

        Развитие когнитивных процессов

        Продолжать работу по развитию слухового и зрительного внимания, памяти, которая проводилась в 1-м периоде.

        Развитие произносительной стороны речи

        Формировать осознание собственного тела, познакомить с органами артикуляции.

        Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

        Познакомить со звуками «О», «Э», «Ы».

        Учить дифференцировать на слух и в речи звуки «О» - «У»; «Э» — «И».

        Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить слоговую структуру слов.

        Количество  занятий:11

        III  период обучения (март, апрель, май)

        Лексические темы

        «Весна», «Мамин день», «Семья», «Профессии», «Мебель», «Посуда», «Транспорт»,  «Живое - неживое», «Музыкальные инструменты», «Насекомые», «Цветы»

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения, понимание и практическое употребление простых предлогов;

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Продолжать работу по формированию самостоятельной фразовой речи, которая проводилась в 1-м и 2-м периодах

        Развитие когнитивных процессов

        Продолжать работу по формированию фонематического восприятия, которая проводилась в 1-м и 2-м периодах

        Развитие произносительной стороны речи

        Продолжать работу по формированию звукопроизношения, которая проводилась в 1-м и 2-м периодах

        Количество  занятий:11

        Всего занятий: 32

         

         

        Перспективное планирование старшая группа

         

         

        I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

        Лексическая тема

        «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Ягоды», «Лес. Деревья», «Грибы», «Игрушки», «Домашние птицы», «Перелетные птицы

        Задачи

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Развивать  понимание речи,   умение вести диалог;

        Учить детей вслушиваться в обращенную к нему речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слов, преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3- го лица единственного и множественного  числа  настоящего  времени, использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой», «моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторые формы словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего  времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах, некоторые способы словообразования: с использованием существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами  и  глаголов с разными приставками(на-, по-,вы)

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Закреплять у детей умение составлять простые предложения на основе вопросов, демонстраций действий, по картинке, по моделям.

        Формировать навык составления короткого пересказа, простейшего рассказа-описания по схеме

        Развитие когнитивных процессов

        Учить детей различать на слух

        гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки, выделять первый, последний гласный и согласный звуки в словах, анализировать звуковые сочетания (ау, уао), выполнять анализ и синтез  прямых и обратных слогов (ап, ба), определять наличие (отсутствие) заданного звука в словах, звонкость(глухость согласного), мягкость (твердость), осуществлять подбор слов с заданным гласным звуком.

        Дать понятия «звук», «слог», «слово», «звонкий», «глухой» звуки.

        Развитие произносительной стороны речи

        Уточнить у детей произношение сохранных звуков:

        (а,у,о,ы,и,э,м,мь,н,нь,

        п,пь,т,ть,л, ль,ф,фь, в,вь,б,бь).

        Вызывать отсутствующие звуки (к,кь,г,гь, х, хь,ль,й,ы,с,сь,з,зь,р),закреплять их на уровне слогов 

        Количество занятий: 10

        II   период обучения (декабрь, январь, февраль)

        Лексические темы

        «Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Новый год», «Зимние забавы», «Домашние животные и их детеныши», « Дикие животные и их детеныши», «Транспорт», « Игрушки», «День защитников Отечества»

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений;

        Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материалам, различать и выделять в словосочетаниях названия признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?, обращая внимание на  соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного, изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (множественного) числа(идет - иду-идешь-идем), использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов сочетаниях с соответствующими падежными формами имен существительных.

         Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

        Упражнять  составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов(лежи-лежит-лежу

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога.

        Расширить умение построения разных типов предложений.

         Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов, составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы –описания, пересказывать небольшие тексты.

        Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

        Закреплять навыки правильного произношения звков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода, практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звукового состава.

         

        Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

         

        Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость.

        Корригировать звуки: л,б,бь,д,дь,г,гь,с,сь

        ,з,зь,ш,ж,р,л

        Развитие произносительной стороны речи

        Учить выделять звук из звуков, звук в двусложных словах, слог с заданным звуком из ряда других слогов, определять наличие звука в слове, его положение в слове (начало, середина, конец), выполнять полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых односложных слов

        Количество  занятий:11

        III  период обучения (март, апрель, май)

        Лексические темы

        «Весна», « Международный женский день», «Перелетные птицы», «Профессии», «Мебель», «Инструменты, материалы», «Мой дом», «9 мая», «Насекомые», «Цветы

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованием посредством приставок, предающих различные оттенки действия, образования относительных прилагательных  с ипольовани6ем продуктивных суффиксов(-ое, -ин, -ев, -ан, -ян)

        Учить образовывать наиболее употребительные прилагательные (волчий, лисий);

        прилагательные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов –еньк,-оньк, употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами (добрый – злой, высокий –низкий и т.п)

        уточнять значения обобщающих слов

         

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: с основой на твердый согласный(новый, нового, новое и т.п.), с основой на мягкий согласный(зимний, зимняя, зимнюю)

        Упражнять в использовании в речи словосочетаний с предложениями соответствующих падежах.

        Учить составлять разные типы предложения: простые распространенные из 5-7 слов с предварительной обработкой элементов структуры предложения(отдельных словосочетаний), с противительными союзами а в облегченном варианте

        (сначала надо нарисовать, а потом его раскрасить), или , сложноподчиненные предложения с придаточными причины(потому что), с дополнительными, выражающими желательность и нежелательность действия(я хочу, чтобы),преобразовать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, глагола, изменять вид глагола определять количество слов в предложении,  выделять предлог как отдельное служебное слово, составлять рассказы  по теме  с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций, по картине и серии картин с элементами усложнения..

        Передавать в речи последовательность событий

        Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

        Формировать произносительную сторону речи.

        Учить использовать в самостоятельной речи   звуки (л,с,ш, с-з, р-л, ы-и) в твердом и мягком  звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях, дифференцировать звуки по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости(л-ль), (т-ть), по месту образования(с-ш)

        Развитие произносительной стороны речи

        Учить выполнять звуковой анализ и синтез, преобразование прямых и обратных слогов(ас-са), односложных слов (лак-лик);

        Закреплять изученный материал

        Количество  занятий:11

        Всего занятий: 32

         

        Перспективное планирование в подготовительной к школе группе

         

        I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

        Лексическая тема

        Лексические темы: «Осень наступила», «Сад, огород», «Лес, гриб», «Лесные ягоды», «Деревья, листья, плоды, кусты», «Хлеб всему голова», «Одежда, обувь, головные уборы», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Перелетные птицы».

        Задачи

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов.

        Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований образованных за счёт   словосложения (пчеловод); прилагательных с различными значениями соотнесения (плетеная изгородь).

        Учить употреблять существительные с увеличительным значением(голосище, носище); дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги, образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее), сложные составные прилагательные (темно-зеленый), преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик).

        Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов- глаголов, прилагательных, существительных; умение преобразовывать названия профессий мужского рода  в профессию женского рода.

        Объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист – спортсмен, который играет в футбол); переносное значение выражений (сгореть со стыда).

        Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой-жадный).

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на признаки предметов; навык составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).

        Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов, составление рассказов-описаний, рассказов по серии сюжетных картинок, пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы.

        Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов, словосочетаний с рифмами, анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета с элементами творчества(дополняя, изменяя отдельные эпизоды).

        Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, распространение предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).

        Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

        Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

        Закрепить навыки четкого произношения звуков; формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядную графическую символику.

        Корригировать произношение нарушенных звуков.

        Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам: гласные-согласные, твердые -мягкие, свистящие-шипящие и другие.

        Упражнять в произношение многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

        Вводить в речь слова сложной слоговой структуры.

        Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

        Развитие произносительной стороны речи

         Развивать произвольное внимание, слуховую память, оптико-пространственные ориентировки, графомоторные навыки.

         

        Закреплять понятия «звук», «слог».

        Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных – согласных, твердых-мягких, звонких- глухих, а также звуков, отличающихся  способом и местом образования.

        Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова,  звуки в слове.

        Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из 2-3-4  гласных звуков, осуществлять анализ и синтез прямого  и обратного слогов, анализировать оптико-пространственные и графические признаки букв, осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов, читать и печатать сочетания из 2-3 гласных, слоги, слова (до 5 звуков).

         

        Количество занятий: 10

        II -III  период обучения (декабрь, январь, февраль)

        Лексические темы

        «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные и их детеныши», «Новогодний праздник», «Животные холодных стран», «Животные жарких стран», «Зимние виды спорта», «Транспорт. ПДД», «Посуда. Продукты питания», «День защитника Отечества», «Бытовая техника», «Весна. Международный женский день», «Профессии»,  Рыбы», «Материалы, инструменты», «Космос», «Мой город, моя страна, моя планета», «Насекомые», «Цветы», «Школьные принадлежности»

        Развитие лексико-грамматических средств языка

        Учить и расширять значение слов (с опорой на лексические темы).

        Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов; объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным  значением.

        Закрепить употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций, навыки согласования  прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, числительных с существительными в роде и падеже.

        Совершенствовать навыки употребления  в самостоятельной речи сложных предлогов, умение подбирать синонимы, преобразовывать одни грамматические формы в другие.

        Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением,  слова –синонимы в самостоятельной речи.

        Развитие самостоятельной фразовой речи

        Закрепить навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними, распространения предложений  за счет введения в них однородных членов предложения, пересказа сказок, рассказов с   распространением предложений, с добавлением эпизодов, с элементами рассуждений,  с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета), составление рассказов-описаний, умения составлять словосочетания , предложения с рифмующимися словами, развернутого рассказа о каком-либо событии, за счет подробного, последовательного описания действий, поступков его составляющих.

        Учить составлять рассказ по картине, серии картин.

        Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

        Закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.

        Развивать умение дифференцировать на слух и речи оппозиционные звуки (р-л, ш-с и т.д); анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. Формировать тонкие звуковые дифференцировки( т-ть ч и т.д).

        Продолжить работу по исправлению нарушенных звуков, по воспитанию правильного темпа и ритма речи.

        Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

        Развитие произносительной стороны речи

        Развивать оптико-пространственные ориентировки, графомоторные навыки.

        Закреплять понятия характеризующие звуки: глухой, звонкий, твердый, мягкий, изученные ранее буквы.

        Формировать навыки дифференциации написания изученных букв, слогов, слов, навык беглого, сознательного, послогового чтения, операций звуко-слогового анализа и синтеза.

        Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам.

        Учить анализировать, печатать слова, небольшие предложения, определять количество слов в предложении и их последовательность.

        Дать понятие «ударный, гласный звук».

        Количество  занятий: 32

        Планируемые результаты: 

              • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
              • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
              • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
              • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
              • владеть элементарными навыками пересказа;
              • владеть навыками диалогической речи;
              • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
              • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
              • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
              • владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

         

        3.Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса

         

        Организация деятельности логопедов течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Образовательная  деятельность с детьми по «Программе» рассчитана на пятидневную рабочую неделю.

        Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 мая. Четыре недели в году (две в

        начале сентября и две в конце мая) отводятся на логопедическую диагностику.

         

        Направления обследования раскрывают целостную картину речевого развития ребенка,  позволяет видеть уровень актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.

         

        Комплексное логопедическое обследование каждого ребенка с речевыми нарушениями

        является основным средством осуществления мониторинга его достижений и необходимым  условием успешности логопедической работы.

        Количество срезов для отслеживания динамики развития и уточнения направлений

        коррекционно-развивающей работы:

        - Первичный (в начале учебного года) позволяет разработать оптимальную для всей

        группы и для каждого ребенка программу логопедической работы;

        - Итоговый (в конце учебного года) дает полное представление о динамике развития

        ребенка в течение года и на этой основе позволяет наметить общие перспективы дальнейшей  логопедической работы с ним.

         

        - Если необходимо выяснить, какие трудности испытывает ребенок с нарушением речи

        при освоении программы, в середине учебного года проводится промежуточный срез для

        оценки образовательных достижений и корректировки коррекционно-образовательных

        маршрутов.

        Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

        Содержание логопедического обследования

        1.Общее представление ребёнка  об окружающем мире.

        ·         общие представления об окружающем об окружающем  мире соответствуют/ не соответствуют возрастной норме;

        ·         обедненные представления  об окружающем мире;

        ·         представления об окружающем мире  не сформированы;

        2.Речевая компетенция.

        2.1 Уровень форсированности лексикона.

        ·         «системная организация словаря находится на самом начальном этапе формирования; наблюдаются слабые ассоциативные связи, преобладают случайные, немотивированные  ассоциации; организация словаря отличается бессистемностью, отсутствием мотивированных  адекватных ассоциаций;

        ·         «системная организация  словаря находится на уровне установления первичных  тематически/ситуативно  обусловленных связей, наблюдаются выраженные (незначительные) трудности установления родовидовых, анатомических и прочих  отношений между словами, входящими в индивидуальный словарный запас; в лексиконе много слов , значение которых  усвоено на номинативном уровне;

        ·          «системная организация словаря отличается большим количеством  и разнообразием  смысловых и формальных связей; в лексиконе преобладают  слова, значение которых усвоено на понятийном уровне.

        2.2 Уровень сформированности грамматической компетенции.

        ·         «уровень сформированности грамматической компетенции соответствует возрастной норме;

        ·         уровень сформированности грамматической компетенции  ниже/значительно ниже возрастной нормы»;

        ·         «словоизменительные навыки находятся на самой начальной  стадии формирования; наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка,  в речи присутствует  большое количество морфемных(формообразовательных) аграмматизмов; усвоены  только наиболее  продуктивные словоизменительные модели языка»;

        ·         «словоизменительные навыки находятся в стадии формирования, характерной для речи детей  более младшего возраста; наблюдаются трудности усвоения нерегулярных  словоизменительных моделей;

        ·         «словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе; в речи наблюдается  незначительное количество  словоизменительных ошибок;

        ·         «словоизменительные навыки и умения сформированы»;

        ·         «словообразовательная деятельность не сформирована; морфологическое  членение слова недоступно; наблюдается выраженные трудности категоризации семантически значимых морфем; в речи присутствует  большое количество словообразовательных ошибок;

        ·         «словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования; усвоены продуктивные словообразовательные модели; вречи допускаются  ошибки в словах, образованных по менее продуктивным и нерегулярным моделям»;

        ·         «словообразовательная деятельность сформирована  на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию, в речи наблюдаются незначительные трудности в усвоения нерегулярных словообразовательных  моделей»;

        ·         «словообразовательная деятельность сформирована»;

        ·         «синтаксические навыки сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространенные предложения,  понимание смысла синтаксических конструкций более сложной структуры затруднено;  предикативная часть  многих элементарных конструкций  отсутствует»;

        ·         «синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующем  более младшей возрастной группе, наблюдаются выраженные трудности  построения распространенных в языке  синтаксических конструкций, ошибки согласования и управления,  недоступно понимание лексико-грамматических конструкций»;

        ·         «синтаксические навыки и умения   в целом сформированы, при построении  регулярных синтаксических конструкций  соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении сложносочиненных предложений  с причинно-следственной или временной  связью, вариативные возможности  построения  конструкций различного вида  на очень низком уровне»;

        ·         «синтаксические навыки и умения  сформированы, в речи  наблюдаются многообразие  синтаксических конструкций, вариативность их применения , ребенок  демонстрирует  трансформационные  возможности  при оперировании синтаксическим материалом»;

         

        2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование / реперодуцирование  текста повествовательного характера  в соответствии  с предложенным сюжетом(рассказ/пересказ).

         

        ·         «идентифицирует /не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста»;

        ·         «понимает только основную информацию текста»;

        ·         «Доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста»;

        ·         «доступно понимание скрытого смысла»;

        ·         «Может/не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации»;

        ·         «рассказ соответствует/ не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта/ раскрыта частично/ не раскрыта»;

        ·         «соблюдает/не соблюдает временную, логическую последовательность событий»;

        ·         «нарушена/не нарушена связность и логичность изложения»;

        ·         «адекватно/не адекватно формулирует  основное содержание сюжета»;

        ·         «свободно владеет  языковыми средствами и адекватно их использует  при построении связного текста»;

        ·         «может/не может воспроизвести текст, воспринятый на слух»;

        ·         «пересказ соответствует / не соответствует оригиналу, сюжетная линия не нарушена/ нарушена»;

        ·         «при пересказе  сохраняет/ не сохраняет  лексику оригинала»;

        ·         «демонстрирует вариативность  используемых лексических средств  при сохранении сюжетной линии текста»;

        2.4 Уровень сформированности  фонетико-фонологической компетенции.

        ·         Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции соответствует/ не соответствует возрастной норме;

        ·         Фонематический слух сформирован /не сформирован; наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных(например, с-з, ш-ж);нарушено различение твердых и мягких согласных; аффрикат и входящих  в их  состав звуков (например, ц-с, ч-ть);

        ·         Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы;

        ·         Навыки звукового ан6ализа и синтеза находятся на самой начальной стадии формирования; ребенку доступен анализ звукового ряда, состоящего из трех гласных звуков, анализ обратного слога(гласный +согласный);

        ·         Навыки звукового анализа и синтеза находятся  в активной стадии формирования; ребенку доступен анализ слов типа…(указать конкретн6ый тип слов);

        ·         Слоговая структура не нарушена/нарушена(пропуски/перестановки/замены звуков /слогов);

        ·         Звукопроизношение не нарушено/нарушено(тип нарушения)

         

         

         

         

         


         

         

        Таблица результатов.

         


        Литература:

         

        1.      Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс»,2005

        2.      Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс»,2009

        3.      Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2007.

        4.      Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий  логопеда.-М.изд ГНОМ,2011

        5.      Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий  логопеда.-М.изд ГНОМ,2011

        6.      Богомолова А.И. Логопедическое пособие  для занятий с детьми.– СПб, ТОО «Издательство «Библиополис»», 1994.

        7.      Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения). – М.: А.П.О., 1996.

        8.      Безрукова О.А. Слова родного языка/учеб.-метод.пособие для работыт с детьми дош. и мл.шк.возраста.-М.:Каисса,2009

        9.      Безрукова О.А. Грамматика русской речи /учеб.-метод. пособие для работы с детьми дош. и мл.шк.возраста: В 2 ч Ч.1.-М.:Русская речь,2009

        10.  Безрукова О.А. Грамматика русской речи /учеб.-метод. пособие для работы с детьми дош. и мл.шк.возраста: В 2 ч Ч.2.-М.:Русская речь,2009

        11.  Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа.-М.:изд. «Скрипторий 2003», 2013

        12.  Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая  группа.-М.:изд. «Скрипторий 2003», 2010

        13.  Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа.-М.:изд. «Скрипторий 2003», 2013

        14.  Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2012.

        15.  Выготская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.

        16.  Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. -  СПб.1995.

        17.  Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.

        18.  Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

        19.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998

        20.  Жукова Н.С Букварь. М.: 1995

        21.  Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ  

        22.  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. - СПб.: «Литера»,2001

        23.  Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: «Литера», 2006.

        24.  Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.

        25.  Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит… - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

        26.  Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет.-СПб.: 2008.

        27.  Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004        

        28.  Лопухина И.С. «Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи» М.: 1995.

        29.  Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! – М.: Вентана – Граф, 2005.

        30.  Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009.

        31.  Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009.

        32.  Морозова И.А.,М.А. Пушкарева. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7- лет с ЗПР. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2008.-136 стр

        33.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

        34.  Сазонова Н., Куцина Е. Читать раньше, чем говорить! – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2011.

        Сфера, 2008

        35.  Смирнова  А.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

        36.  Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 -6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

        37.  Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. «Если дошкольник плохо говорит»; «В первый класс без дефектов речи» - М.: «ГНОМ и Д», 2005.

        38.  Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.. Основы логопедии.– М.: Просвещение, 1989

        39.  Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. –– М.: Книголюб, 2006.

        40.  Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.

        41.  Четверушкина Н.С.  Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой  структуры слова у детей дошкольного возраста.

        42.  Янушко Е. Помогите малышу заговорить!

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         


        • Перспективное планирование вторая младшая группа


           

          I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

          Лексическая тема

          «Наша группа», «Игрушки», «Осень», « Овощи», «Фрукты», «Овощи -фрукты», «Наше тело», « Цвет, форма, величина»,

           « Дерево», «Профессии в детском саду»

          Задачи

          Развитие лексико-грамматических средств языка

          Развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда.

          Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

          Формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных.

          Формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного числа в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.

          Развитие самостоятельной фразовой речи

          Учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным в винительном падеже, по вопросам, по демонстрации действий, по картинке.

          Учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картине с использованием вопросов.

          Формировать навыки диалогической речи.

          Развитие когнитивных процессов

          Цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник).

          Количественные представления (один-много, два).

          Формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание.

          Формировать осознание собственного тела.

          Формировать временные представления (осень).

           

          Развитие произносительной стороны речи

          Познакомить с органами артикуляции.

          Развивать слуховое внимание.

          Познакомить со звуками «А», «У».

          Формировать просодическую сторону речи.

          Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).


          • Перспективное планирование старшая группа


             

             

            I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

            Лексическая тема

            «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Ягоды», «Лес. Деревья», «Грибы», «Игрушки», «Домашние птицы», «Перелетные птицы

            Задачи

            Развитие лексико-грамматических средств языка

            Развивать  понимание речи,   умение вести диалог;

            Учить детей вслушиваться в обращенную к нему речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слов, преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3- го лица единственного и множественного  числа  настоящего  времени, использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой», «моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторые формы словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего  времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах, некоторые способы словообразования: с использованием существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами  и  глаголов с разными приставками(на-, по-,вы)

            Развитие самостоятельной фразовой речи

            Закреплять у детей умение составлять простые предложения на основе вопросов, демонстраций действий, по картинке, по моделям.

            Формировать навык составления короткого пересказа, простейшего рассказа-описания по схеме

            Развитие когнитивных процессов

            Учить детей различать на слух

            гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки, выделять первый, последний гласный и согласный звуки в словах, анализировать звуковые сочетания (ау, уао), выполнять анализ и синтез  прямых и обратных слогов (ап, ба), определять наличие (отсутствие) заданного звука в словах, звонкость(глухость согласного), мягкость (твердость), осуществлять подбор слов с заданным гласным звуком.

            Дать понятия «звук», «слог», «слово», «звонкий», «глухой» звуки.

            Развитие произносительной стороны речи

            Уточнить у детей произношение сохранных звуков:

            (а,у,о,ы,и,э,м,мь,н,нь,

            п,пь,т,ть,л, ль,ф,фь, в,вь,б,бь).

            Вызывать отсутствующие звуки (к,кь,г,гь, х, хь,ль,й,ы,с,сь,з,зь,р),закреплять их на уровне слогов 

            Количество занятий: 10


            • Перспективное планирование в подготовительной к школе группе


               

              I  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

              Лексическая тема

              Лексические темы: «Осень наступила», «Сад, огород», «Лес, гриб», «Лесные ягоды», «Деревья, листья, плоды, кусты», «Хлеб всему голова», «Одежда, обувь, головные уборы», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Перелетные птицы».

              Задачи

              Развитие лексико-грамматических средств языка

              Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов.

              Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований образованных за счёт   словосложения (пчеловод); прилагательных с различными значениями соотнесения (плетеная изгородь).

              Учить употреблять существительные с увеличительным значением(голосище, носище); дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги, образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее), сложные составные прилагательные (темно-зеленый), преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик).

              Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов- глаголов, прилагательных, существительных; умение преобразовывать названия профессий мужского рода  в профессию женского рода.

              Объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист – спортсмен, который играет в футбол); переносное значение выражений (сгореть со стыда).

              Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой-жадный).

              Развитие самостоятельной фразовой речи

              Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на признаки предметов; навык составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).

              Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов, составление рассказов-описаний, рассказов по серии сюжетных картинок, пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы.

              Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов, словосочетаний с рифмами, анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета с элементами творчества(дополняя, изменяя отдельные эпизоды).

              Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, распространение предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).

              Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

              Подготовка к элементарным навыкам чтения и письма

              Закрепить навыки четкого произношения звуков; формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядную графическую символику.

              Корригировать произношение нарушенных звуков.

              Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам: гласные-согласные, твердые -мягкие, свистящие-шипящие и другие.

              Упражнять в произношение многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

              Вводить в речь слова сложной слоговой структуры.

              Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

              Развитие произносительной стороны речи

               Развивать произвольное внимание, слуховую память, оптико-пространственные ориентировки, графомоторные навыки.

               

              Закреплять понятия «звук», «слог».

              Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных – согласных, твердых-мягких, звонких- глухих, а также звуков, отличающихся  способом и местом образования.

              Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова,  звуки в слове.

              Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из 2-3-4  гласных звуков, осуществлять анализ и синтез прямого  и обратного слогов, анализировать оптико-пространственные и графические признаки букв, осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов, читать и печатать сочетания из 2-3 гласных, слоги, слова (до 5 звуков).

               

              Количество занятий: 10


              • Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда Пихтовниковой И.Н.

                 

                 

                Департамент образования города Москвы

                Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                города Москвы «Школа в Капотне»

                (ГБОУ Школа в Капотне)

                109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

                т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

                ОГРН 1037700077403

                kapotnya.mskobr.ru

                ИНН/КПП 7723138571/772301001

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Циклограмма      рабочего времени учителя-логопеда Пихтовниковой И.Н.

                Виды/формы работы

                Дни недели

                 

                Понедельник

                8.00-1200

                Вторник

                8.00-12.40

                Среда

                8.00-19.00

                Четверг

                8.00-12.30

                Пятница

                8.00-12.00

                Непосредственная

                образовательная деятельность

                 

                Фронтальные занятия

                 

                 

                 

                 

                Подготовительная группа № 33

                9.00 - 9.35

                Старшая группа № 31

                9.40 - 10.10

                9.35 -10.00

                Младшая группа № 27

                Индивидуальные занятия

                9.00-12.30

                9.00-12.30

                10.20-12.30

                9.20-12.30

                9.00-12.30

                Методическая работа

                8.00-9.00

                13.00-16.00

                8.00-9.00

                13.00-16.00

                8.00-9.00

                13.00-16.00

                8.00-9.00

                13.00-16.00

                8.00-9.00

                13.00-16.00

                Обед

                12.00-12.30

                12.40-13.00

                12.00-12.30

                12.30-13.00

                      12.00-12.30

                 

                 


                • План календарно-тематического взаимодействия учителя-логопеда с родителями


                   

                   

                  Месяц

                  Неделя

                  Содержание работы

                  Группы

                  Сентябрь

                  1

                  Диагностика. Индивидуальные консультации для родителей

                  № 27, № 31, № 33

                  2

                   

                  3

                  Экран звукопроизношения

                  № 27, № 31, № 33

                  4

                  Родительское собрание «Задачи обучения на год»

                  № 27, № 31, № 33

                  Октябрь

                  1

                  Консультация «Обучаем грамоте дошколят»

                  № 27, № 31, № 33

                  2

                  Анкетирование. Вопросы и темы для совместного обсуждения

                  № 27, № 31, № 33

                  3

                  Консультация «Готовим руку к письму»

                  № 4, № 5, № 8


                  • Логопедический кружок "Первые шаги к пятерке"

                    Цель:

                     

                    Организовать работу в коллективе на уровне, приближенном к условиям школы, учитывая при этом возрастные, индивидуальные особенности детей и их личностные качества.

                     

                    Задачи:

                     

                    ·        работать по трём единицам речи: звук, слово, предложение;

                    ·        формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;

                    ·        развивать фонематический слух; психические процессы: память, внимание, мышление.

                    ·        обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.

                     

                     

                    Практический  опыт  работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет   развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также  появляется  интерес к буквам и желание научиться читать.

                    “Программа обучения и воспитания” в детском саду не предусматривает  подготовку детей к  обучению грамоте.  Основная часть воспитанников  детского дома нуждается в коррекционном обучении; в отличие   от  «домашних  детей», поступая в школу, они очень трудно адаптируются;  есть проблемы в социализации  таких детей; требуется колоссальная затрата времени для индивидуальной работы. Зато есть прекрасная возможность начать подготовку таких детей с 5-6 лет. Поэтому  было принято решение организовать кружковую работу по подготовке обучению грамоте. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно  большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

                     

                    Основной этап  обучения

                    Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

                    Задачи этапа:

                    1.     Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

                    2.     Развитие звукобуквенного анализа слова.

                    3.     Обучение чтению.

                    4.     Формирование первоначальных навыков письма.

                    В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста.

                    Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей

                    Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

                    На основном  этапе  включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.  

                     

                     

                     

                     

                    График работы кружка

                     

                    Группа

                    День недели

                    Время проведения занятия

                    Форма проведения

                    №33

                    Понедельник

                    Среда 

                    12.00-12.30

                    Подгрупповая

                    №31

                    Среда

                    Четверг

                    16.30-17.00

                    12.0012.30

                    Подгрупповая

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    План работы кружка «Первые шаги к пятерке»

                    2017 – 2018 уч. год.

                     

                     

                     

                    Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам, в период с сентября по май.

                     

                    Продолжительность одного занятия 25 – 30 минут.

                     

                    Наполняемость подгруппы – 10 человек.

                     

                    Количество занятий:

                     

                    В неделю

                    2

                    В месяц

                    8

                    В год

                    72

                     

                     

                     

                       Учитель – логопед: учитель – логопед Пихтовникова И.Н /_________________

                     

                     

                    Ожидаемые результаты реализации рабочей программы

                     

                     

                    Дети  5-6 лет  должны:

                    ·        Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»

                    ·        Различать гласные и согласные звуки;

                    ·        Правильно ставить ударение в знакомых словах;

                    ·        Свободно и сознательно читать трёхбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

                    ·        Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;

                    ·        Делать анализ слов различной слоговой структуры и составлять схемы слов;

                    ·        Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    Перспективное планирование кружка по обучению чтению «Первые шаги к пятерке»

                     

                     

                    Октябрь

                    Недели

                    Звуки

                    Дифференциация звуков

                    Звуко-слоговой анализ

                    Лексика

                    На слух

                    В речи

                    I

                    У

                     

                     

                     

                    А

                    [У] от прочих гласных

                     

                    [А] от прочих гласных

                     

                     

                     

                     

                    А-У

                    Выделение начального ударного гласного звука. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

                     

                    Анализ звукового ряда из двух гласных. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

                    Слова, содержащие звук [ У ]

                    (начало и середина слова)

                     

                     

                    Слова, содержащие звук [ А ] (начало, середина и конец слова)

                    II

                    И

                     

                     

                     

                    П-П`

                    [И] от прочих гласных

                     

                    П-Б-П`

                    И-А

                    И-У

                    И-А-У

                    Анализ звукового ряда из трех гласных. Упражнения с разрезной азбукой.  Печатание букв.

                     

                    Выделение последнего глухого согласного из слов типа МАК, КОТ. Анализ обратного слога АП. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

                    Слова, содержащие звук [ И ] (начало, середина и конец слова)

                     

                     

                    Слова, содержащие звук [ П ] (начало, середина и конец слова)

                    III

                    Т

                     

                     

                     

                    П-Т

                    Т-д-к

                     

                    Анализ обратного слога УТ. Воспроизведение слог. ряда (ат-ут-ит). Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

                     

                    Выделение последнего глухого согласного в слове. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

                    Слова, содержащие звук Т (начало, середина, конец слова)

                    IV

                    К-К`

                     

                     

                     

                    О

                    К-г-т-х

                     

                     

                     

                    О от прочих гласных

                     

                    Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слогового ряда. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

                     

                    Воспроизведение слоговых рядов(прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного. Печатание букв.

                    Слова, содержащие звук К (начало, середина, конец слова).

                     

                     

                    Слова со звуком О.

                     

                     

                     

                     

                     


                    • 27 October - 2 November

                      • 3 November - 9 November

                        • 10 November - 16 November

                          • 17 November - 23 November

                            • 24 November - 30 November

                              • 1 December - 7 December

                                • 8 December - 14 December

                                  • 15 December - 21 December

                                    • 22 December - 28 December

                                      • 29 December - 4 January

                                        • 5 January - 11 January

                                          • 12 January - 18 January

                                            • 19 January - 25 January

                                              • 26 January - 1 February

                                                • 2 February - 8 February

                                                  • 9 February - 15 February

                                                    • Текущая неделя

                                                      16 February - 22 February

                                                      • 23 February - 1 March

                                                        • 2 March - 8 March

                                                          • 9 March - 15 March

                                                            • 16 March - 22 March

                                                              • 23 March - 29 March

                                                                • 30 March - 5 April

                                                                  • 6 April - 12 April

                                                                    • 13 April - 19 April

                                                                      • 20 April - 26 April